Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Консультация для родителей "Введение ФГОС ДО в
ДОУ"
На официальном сайте Министерства образования и науки
Российской Федерации опубликован закон о принятии федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в
российской истории в соответствии с требованиями вступившем в силу 1 сентября
2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт
включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том
числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и
части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных
программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям;
3) результатам освоения основных образовательных
программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного
образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных
программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в
терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с
учетом ожиданий семьи и общества.
Стандарт должен нормативно обеспечить государственные
гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного
образования.
Стандарт учитывает:
самоценность этапа дошкольного детства в общем
развитии человека;
социокультурное разнообразие детства;
возрастные закономерности и индивидуальные особенности
развития детей;
потребности, особенности и возможности детей с
ограниченными возможностями здоровья;
возможность профессиональной поддержки индивидуального
развития ребенка.
- Что такое «образовательный стандарт» для
дошкольников?
- Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе
мучительную аллергию - что это такое, для чего? Поэтому я начну с того, что
стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в
которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не
его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного
образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство
стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.
Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом,
педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш -
детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная
матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере
дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка
разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия
взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
- Стандарт может быть разнообразным?
- Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это
норма. В этом и суть всего стандарта. В нем будут заложены условия и программы
развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей,
социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения
у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом
каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не
утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все
более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между
ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.
ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К РЕБЕНКУ
- Стандарт дошкольного образования обеспечит
одинаковую для всех подготовку к первому классу?
- Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к
ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом
классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят -
действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен... Дети
всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни
заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того,
какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле
зависеть жизнь общества.
- А как быть, если кто-то из родителей будет не
согласен с предложенным государством видением детства?
- Мы предлагаем систему навигации, систему ориентиров
при плавании по миру дошкольного детства - здесь такие рифы, а здесь такие
риски, а тут осторожно - мины. Все эти навигационные предупреждения надо
обязательно учитывать. Многие родители обращаются с вопросом, почему дети стали
такие наглые, в хорошем смысле, дерзкие. Я тысячу раз привожу простой пример,
который стал шоком в моем сознании. Когда я дал картинки из сказки Пушкина
ребенку, он приставил свои пальчики - ему три года было - и стал раздвигать эту
картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув
губки, отбросил книгу. Когда уже к 2,5 - 3 годам дети приобщаются к
информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они
становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. Предложите им те, в
которые играли сами, - и ребята уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными
людьми. А чем с ними заниматься? Ответы на этот вопрос и должен дать стандарт.
Причем одновременно и родителям, и обществу, и государству.
- Дошкольники теперь будут больше учиться?
- Для ребенка нужны игры, через которые он сможет
учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут
в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие
возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети
знакомятся с окружающим их миром. Ключевой риск стандарта дошкольного
образования - сделать его по образу и подобию школьного, надвинуть формы
школьной жизни на дошкольное детство.
ЕГЭ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НЕ БУДЕТ
- Как проверить, освоил ребенок этот стандарт или нет?
Ввести тестирование перед первым классом?
- Никаких оценок академических достижений ребенка 4 -
5 - 6 лет! По сути дела, на основании стандарта мы должны оценивать условия,
проектируемые для развития детей, а не самих детей. Отсюда никаких форм
тестирования, в том числе Единого государственного экзамена для малышей не
будет.
- По сути, вы пытаетесь предложить единую модель,
которая устроит родителей, учителей начальной школы, воспитателей в детсадах и
пойдет на благо самим детям. Это все можно совместить?
- Мы должны сделать так, чтобы каждый из тех, о ком вы
говорите, должен участвовать в переговорах ради развития своего ребенка.
Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок,
почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда
ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которых он не
задавал. Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором
ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем.
Сегодня сознание учителя начальной школы меняется. Он становится также
профессионалом по развитию детства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий